Видеоролики



Статистика

Психологические шпаргалки

 

Памятка родителям, дети которых первый раз уехали в лагерь

Уважаемые взрослые!

Ваш ребёнок первый раз уехал из дома на такой длинный промежуток времени. Мы надеемся, Вы понимаете, что для него это не просто увлекательное путешествие в чудесный мир детства, но и, прежде всего, серьёзный жизненный опыт. Опыт самостоятельной жизни вдали от родных. Опыт общения со сверстниками, так не похожими на него самого и незнакомыми взрослыми – вожатыми, которые вскоре станут ему самыми близкими друзьями и помощниками.

Адаптация, привыкание ребёнка к детскому центру происходит в течение 3-4 дней. Эти дни могут стать немного болезненными для Вашего ребёнка, т.к. в организационный период смены всем детям предлагаются для выполнения правила и нормы жизни отдыхающих в Детском Центре. Они гуманны и соответствуют возрастам. Трудность в том, что они новы для многих ребят.

В этот период происходит знакомство со сверстниками в отряде и конкретно в комнате. Если в домашних условиях ребёнок, уставая от информации и общения, может восстановить силы разными привычными способами, то первые дни в лагере он будет их лишён. Пока он не обретёт новые силы, будет испытывать некоторый дискомфорт. У разных ребят это бывает по-разному: у одного – потеря аппетита, у другого – гипервозбудимость и т.д. У кого-то адаптация происходит быстрее, у кого-то затягивается. Но известно одно: в более младшем возрасте она происходит легче.

Зачастую в наших семьях по одному или два ребёнка, в силу этого они излишне опекаемы, инфантильны. Мы, родители, порою не сознаём, пользу или вред этим приносим нашему чаду. Ведь человек – существо общественное и без навыков поведения среди людей и самостоятельности ребёнку будет трудно найти своё место в жизни.

Наблюдения за многими ребятами в условиях лагеря и последующая переписка с ними доказывают, что если ребёнок справляется с первыми трудностями самостоятельной жизни, приспосабливается жить по новым правилам, - его самооценка повышается, он начинает думать о других людях гораздо лучше, чем раньше, отношение к родным становится более тёплым, границы мира для него расширяются, и мир не кажется ему таким неуютным и чужим как раньше.

В противном же случае, если ребёнок от первых трудностей «сбегает» домой, опыт пребывания в лагере становится негативным и он, как ни печально, окажет плохую услугу Вашему ребёнку и в 12, 13, 14, 15 лет и далее – вырабатывается стратегия ухода от проблем.

Мы надеемся найти в Вас единомышленников в вопросе адаптации Вашего ребёнка в условиях Детского Центра, и предлагаем Вам внимательно изучить следующие рекомендации:

  • Ничто не может заменить человеку дом. Это причал, где его любят, поймут, примут таким, какой есть. В первые дни тоска по дому естественна. По мере включения в жизнь лагеря, отряда, тоска проходит. Во-первых, постарайтесь успокоиться сами, ибо Ваша тоска может передаваться Вашему ребёнку. В ДСООЦ «Лазурный» созданы условия для самостоятельной жизни ребят (комфортабельные корпуса), отдыха (бассейн, спортзал и т.д.), самореализации (работает школа, кружки, спорт. секции). Безопасность Вашему ребёнку гарантирована круглосуточной охраной. Права Вашего ребёнка прописаны в каждом отрядном уголке. На страже здоровья круглосуточная квалифицированная медицинская служба. Питание качественное пятиразовое. Круглосуточно рядом с Вашим ребёнком – профессиональные педагоги-организаторы.
  • Если ребенок впервые уезжает из дома – проведите предварительную мотивационную беседу. Объясните ему, насколько важны в жизни человека уроки самостоятельной жизни, а лагерная смена, среди таких же сверстников – подарит неоценимый опыт подготовки к свободному полету во взрослую жизнь.
  • Вы можете поддерживать связь с Вашим ребёнком в письмах, по телефону, если есть возможность – приехать навестить (желательно не раньше недельного пребывания в Центре).
  • В разговоре по телефону старайтесь меньше касаться тревожных сторон домашней жизни, бывает, что ребёнок переживает за домашних так, что не может думать о себе.
  • Нежелательно ставить ребёнка в ситуацию выбора («если не понравится, мы тебя заберём»). Он начинает взвешивать, выбирать, и это негативно отражается на психике ребёнка. Чтобы понравилось, нужно время и полная включённость в ту ситуацию, в которой он находится (жизнь лагеря, отряда). Лучше всего найти какую-либо ситуацию, по которой Вы не сможете сейчас забрать его домой, а приехать лучше всего на 6-7 –ой день. А если у ребёнка трудности, постарайтесь спокойно выяснить, какого они характера, и посоветовать с вершин своего жизненного опыта, как ему лучше поступить:
  • если он тоскует по дому, посоветуйте ему заняться тем в отряде тем, что ему интересно и, что у него хорошо получается (поделки, рисование, танцы, стихи и т.д.), так как чувство тоски быстрее проходит, когда человек занят;
  • если ребёнок встревожен новизной обстановки или подавлен, застенчив, постарайтесь внушить ему уверенность в своих силах;
  • если причина кроется во взаимоотношениях со сверстниками или бытовых проблемах, посоветуйте обратиться к вожатым или психологу.

Такая Ваша позиция очень часто приводит к желаемому результату: ребенок успокаивается, мобилизует внутренние резервы психики, ищет выход из создавшейся ситуации.

Педагогический коллектив со своей стороны, готов обеспечить Вашему ребёнку всестороннюю помощь и поддержку во все время пребывания в детском Центре «Лазурный».

Реальную помощь Вашему ребенку в решении проблем, возникнувших у него в новом социуме, способны оказать те люди, которые в данный момент находятся рядом с ним. Это весь коллектив в целом и конкретные специалисты, к которым обратились Вы или Ваш ребенок: в первую очередь – педагоги отряда, затем - психологи, медицинские работники, администрация. К кому бы Вы ни обратились за поддержкой, знайте, что в каждом конкретном случае нами тщательно продумывается стратегия индивидуальной помощи вашему ребенку.

Нередко помощь подростку в сложной ситуации оказывают не только родители и педагоги, но и педагоги-психологи Детского Центра. В этих случаях психолог может оказать помощь в виде консультирования как подросткам, так и их родителям по вопросам воспитания в семье и взаимоотношений с ребенком.

Коллектив Детского Центра всегда настроен на сотрудничество с Вами, уважаемые взрослые по вопросам приобретения Вашим ребенком положительного социального опыта, самореализации его в смене, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья как залога развития его успешности в будущей жизни.

 

 

Детские страхи.

Каждому из нас приходилось сталкиваться со страхом. Иногда он разумен и вполне обоснован (мы стоим на краю обрыва и боимся упасть вниз; мы стоим на тротуаре, готовимся перейти через дорогу, а мимо проносятся машины, и мы боимся, что могут сбить), а иногда и не очень разумен (мы боимся, что нас укусит мышь, или осудят коллеги по работе за не слишком модный пиджак). В любом случае, переживание страха не слишком-то приятное чувство. Иногда оно достигает такой степени, что буквально парализует человека, заставляет его забывать все на свете и совершать какие-то опрометчивые или даже откровенно глупые поступки.
Еще сложнее детям. У них не так много знаний, чем у взрослых, и они не умеют так рассуждать и управлять своими чувствами. Именно поэтому страх – одно из самых неприятных детских переживаний (вспомните хотя бы свое детство).


Существуют разные мнения по поводу того, откуда берутся страхи, как конкретно они возникают. Вот одна из достаточно обоснованных теорий.

У каждого человека есть врожденный инстинкт самосохранения. Именно он заставляет нас бояться всего неизвестного и неожиданного – резких звуков или вспышек света, незнакомых людей или неизвестных механизмов, страх оказаться в одиночестве или беспомощности и так далее. Другим источником страха часто становится боль. Пережитая когда-то боль заставляет нас бояться огня, острых предметов, высоты, зубных врачей и так далее. Кроме перечисленных источников страха, есть еще и специфические детские переживания, связанные с возрастом. Так известный детский психотерапевт В.И.Гарбузов напоминает, что дети одушевляют природу. И в сказках для ребенка животные, растения и вымышленные персонажи живут человеческими страстями, любят и ненавидят, благодарят и наказывают. Отсюда страхи темноты, леса, волка, сказочных персонажей.
И все же, по мнению В.И. Гарбузова, основные причины страхов у детей - неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также издержки умственного воспитания, ведущие к неведению, к сниженному уровню ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию. Умственное развитие детей имеет прямое отношение к характеру детских страхов. Ключ к пониманию этого явления в вопросах ребенка. Он спрашивает до двух лет "что это?" и "кто это?" не только для того, чтобы познать, что есть что и кто есть кто, но и чтобы знать, опасны или безопасны эти кто-то и что-то. До двух лет основные страхи - страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными. С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?" и "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т.д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью). С вопросом "почему?" от трех до четырех лет приходят страх последствий поступков, а с этим и страх наказания. Ребенок более всего боится того, о чем ничего не знает. И такой страх естественен, он побуждает задавать вопрос "почему?", чтобы узнать о еще неизвестном.
К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы: "А я не умру?", "А ты, мама, не умрешь?" Страх смерти естественен. Инстинкт самосохранения - инстинкт выживания. Он против смерти. С ним рождаются. Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием. Этот страх - корень всех страхов. Ребенок может бояться бабы-яги, волка и "чужого дяди", бояться тысячи объектов, иметь десятки различных страхов, но за этим одно - страх смерти. Поэтому борьба со страхами - борьба со страхом смерти.

В.И. Гарбузов прослеживает отчетливую связь детских страхов с развитием у детей ориентации и познания. Он утверждает, что полноценное умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим полноценная ориентированность - профилактика детских страхов. Иными словами, чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Умственно отсталый может ничего не бояться, но такое бесстрашие - по недомыслию. Ребенок с полноценными умственными потенциями остро интересуется окружающим его. Не получая удовлетворительного ответа на постепенно углубляющиеся свои вопросы, он отвечает на них сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи. А тут еще некоторые родители и пугают, читая страшные сказки, выделяя интонацией страшное в них, а не познавательный и ориентирующий смысл.

Теперь поговорим подробнее о страхах, характерных для младших школьников.

Один из ведущих в нашей стране специалистов по детским неврозам и страхам, психотерапевт А.И.Захаров на основании своих исследований указывает, что страх в младшем школьном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности. Конечно, страх несоответствия — удел не каждого школьника. Многое зависит от установок родителей и учителей. Можно легко «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но он ослаблен еще и окружающими людьми.

Имеет место задержка развития чувства ответственности и в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха «быть не тем» будет страх опоздания в школу, то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко — социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно

привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.
Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление — склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся.

Как же обеспечить профилактику страхов, а если они все-таки уже возникли, помочь ребенку справиться с ними?

Вот несколько соображений на этот счет.

 

  1. Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания: ни дядей, ни волком, ни лесом, ни врачами, ни природными катастрофами, ни чем-либо еще. Послушания добиться, возможно, удастся, но возникнут и некоторые последствия - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
  2. Никогда не следует стыдить или высмеивать ребенка за его страхи. Стыд и страх взаимосвязаны. Стыд заставляет ребенка скрывать страх и тем усиливает его многократно. Ведь теперь ребенок чувствует себя один на один со своим страхом, он не может (стыдится) обратиться к вам за помощью, а значит должен переживать в одиночестве. А в итоге – опять-таки самые многообразные невротические нарушения.
  3. Ребенка никогда не нужно оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Если возникает необходимость помещения в новую, незнакомую обстановку (например, в больницу), ребенок должен иметь возможность исследовать неизвестное рядом с близким взрослым (хотя бы первые несколько часов). Еще раз хотелось бы обратить внимание – ребенок, вынужденный познавать новое самостоятельно (без родителя или другого близкого взрослого), увы, не избежит возникновения множества страхов. Родителям не стоит забывать об этом.
  4. Конечно, если ребенок слишком впечатлителен, отвечая на его вопросы и, вообще, предоставляя любую информацию, нужно соблюдать осторожность. Например, рассказывая о правилах дорожного движения, лучше избежать красочного расписывания последствий всевозможных аварий. А, покупая видеодиски с мультфильмами или фильмами (да и просто, включая телевизор), есть смысл применять «родительскую цензуру», чтобы нередкие сегодня видеокровопролития и прочие ужасы не стали причиной ночных кошмаров и энуреза у ребенка.
  5. Перед ситуациями, которые могут спровоцировать страхи и стресс у ребенка можно выполнить дыхательное упражнение (его может провести учитель или кто-либо из родителей; далее приводится на примере подготовки к контрольной работе).

    Упражнение. Как избавиться от страха перед контрольной работой (Возраст: 8 –10 лет)
    1. Глубоко вдохни и выдохни.
    2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
    3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.

Учитель или школьный психолог могут для профилактики детских страхов воспользоваться «методом

  1. отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.
  2. Ну и, конечно, наиболее эффективное средство профилактики и «лечения» детских страхов – атмосфера любви, понимания, принятия, поддержки, доброжелательности в семье. Наверное, нет смысла повторять, что хотя, увы, не всем, по разным причинам, удается создать такую атмосферу и поддерживать, все же приложить все силы для того, чтобы она сложилась – долг каждого родителя.

Учимся строить диалог с ребёнком

Феоктистова Т. Г.

Очень важный фактор, осложняющий отношения между детьми и родителями, — неумение родителей спокойно и уважительно по отношению к ребенку излагать свои мысли. Нередко взрослые не могут спокойно и четко объяснить ребенку, чего они от него хотят, т.е. озвучить ему свои ожидания. При этом они бесконечно его ругают, привлекают посторонних людей, чтобы те внушили сыну или дочери, каким ему (или ей) надо быть.

Умение правильно обсудить возникшую проблему с ребенком — это еще один важный момент педагогического искусства родителя. "Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог, — пишет митрополит Антоний Сурожский. — А если ребенок доложен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не получается. Но если с самого раннего детства родители проявляли интерес: ты мне интересен! Каждая твоя мысль мне интересна, весь твой опыт и все движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю... Беда с родителями в том, что они почти всегда себя ставят в такое положение: я-де понимаю, а ты не понимаешь... А если родители говорили бы (что просто правда): "Я не понимаю, ты мне объясни, очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают, что их тут же осадят и докажут, что они неправы".

Но как создать хорошую основу для диалога?

Прежде всего стать спокойным и уверенным. Сегодня многие родители выглядят подавленными, потерявшими надежду, бессильными. Их поведение зачастую колеблется между властным принуждением, с помощью которого они пытаются "принять меры", и бездеятельной вседозволенностью "демократов", боящихся ограничить "свободу ребенка". Чтобы достичь спокойствия и уверенности, нужно следующее:

• вспомнить, что вы отвечаете за воспитание, ваш долг — передать свои жизненные принципы и ценности детям;

• постараться обрести веру в себя. Поймите, что любые крайности родительского воспитания (нервный крик, пассивность) происходят от неуверенности в себе, в своих родительских полномочиях;

• не требуйте от себя невозможного, помните, что ваш сын (дочь -самостоятельная личность, на которую невозможно повлиять, если утеряна доверительность отношений.


Быть последовательным в отношениях с детьми. Многие думают, что добьются доверия и любви детей только если будут вести себя с ними "по-дружески". Стать Для ребенка другом в какой-то степени, несомненно, хорошо, но следует понимать, что ваша "приятельская" позиция может позволять ему время от времени выходить за рамки "можно" и "нельзя" в ваших отношениях. Приятельские отношения становятся опасными в случаях, когда:

• родитель забывает о своей роли воспитателя, которая держится на авторитете;

• поведение родителя по отношению к ребенку становится двусмысленным, нерешительным, непоследовательным, а иногда и детским (мстительность, безответственность, поведение по принципу "назло").

Твердость и последовательность — очень важные родительские качества, приносящие спокойствие, ясность мысли. Быть с детьми твердыми вовсе не означает быть грубыми. Просто человек с детства должен привыкать к тому, что в этом мире есть определенные границы и правила, с которыми нужно считаться.

Обучить ребенка ответственности и самостоятельности. Этого можно достичь следующим образом:

• предлагать понятные и четкие правила: "Делай так, а так не делай", постепенно перекладывая ответственность за исполнение этих правил на самого ребенка;

• допускать возможность несогласия со стороны ребенка, если при этом он выражает его уважительно по отношению к родителю;

• не выполнять за него дела, за которые он лично ответственен;

• позволять ребенку действовать самостоятельно, экспериментировать, но при этом он должен отвечать за последствия своих решений и исправлять ошибки;

• помочь ему раскрыть свои сильные стороны.

Говоря об ошибках и слабых сторонах ребенка, не делать далеко идущих выводов, не оскорблять его личность. Человек и его поступок — не одно и то же! Скажите сыну (дочери) о своем недовольстве конкретным поступком, но не обобщайте поступок до личностного уровня, не переходите на оскорбление личности ребенка. Например, не называйте его тупицей за двойку, за запах пива — не пророчьте "алкоголизм". Девочку, которую впервые вечером заметили в компании мальчиков, не называйте тем словом, которым некоторые любящие мамы ругают в подобных случаях своих дочек.

Не используйте в общении с ребенком иронию и сарказм.

Не унижайте ребенка перед другими людьми, не рассказывайте другим о его ошибках.

Никогда-никогда-никогда не переходите на уровень личных оскорблений!

А теперь — действуйте! Найдите наиболее благоприятное для вас и вашего сына (или дочери) время и обсудите с ним то, что волнует вас. Расскажите о своих чувствах по поводу расстроившей вас ситуации, ни в коем случае не утверждая, что именно таково положение вещей на самом деле. Когда ваш собеседник говорит — внимательно слушайте, не перебивайте, постарайтесь его понять. Главная задача подобного диалога — найти компромиссное решение, научить ребенка переходить на взаимоприемлемую позицию.