Видеоролики



Статистика

«Наш разный подросток»

Самое важное, самое главное для ребенка – чувствовать себя любимым, принимаемым близкими людьми и, прежде всего, своими родителями. Именно эти чувства позволяют ему ощущать себя достойным, уверенным, способным на многое. Именно они обеспечивают психологическую безопасность и благополучие, дают силы добиваться поставленных целей, противостоять разрушительным влияниям окружающего мира. Но часто ли мы даем своему сыну или дочери почувствовать нашу любовь к ним, наше расположение и поддержку? Увы, за занятостью и суетой повседневных дел не находим времени, не находим слов … Ниже предлагается список возможных слов, фраз, жестов, которые позволяют выразить свою любовь, привязанность к ребенку, поддержку, веру в его силы, способности. Эти слова подобраны психологами из различных материалов и публикаций. Надеемся, они помогут вам увереннее и точнее выражать свои чувства, станут своеобразным инструментом подкрепления всех позитивных усилий детей.

Уважаемые взрослые, говорите ребёнку, о том какой он хороший и он действительно им станет!

МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ"

  • Гораздо лучше, чем я ожидал.
  • Лучше, чем все, кого я знаю. Именно этого мы давно ждали.
  • Это трогает меня до глубины души.
  • Еще лучше, чем прежде.
  • Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
  • С каждым разом у тебя получается все лучше!

Молодец! Хорошо! Удивительно! Великолепно! Прекрасно! Грандиозно! Незабываемо! Потрясающе. Остроумно. . Поразительно. Неподражаемо! Талантливо. Несравненно. Красота! Уже лучше. Как в сказке. Отлично! Очень ясно. Ярко, образно. Очень эффектно. Прекрасное начало. Ты просто чудо. Ты на верном пути. Здорово! Ух!!! Поздравляю!

  • Ты сегодня много сделал.
  • Для меня нет никого красивее тебя.
  • Научи меня делать так же.
  • Ты в этом разобрался.
  • Ты ловко это делаешь.
  • Это как раз то, что нужно.
  • Тут мне без тебя не обойтись.
  • Я знал, что тебе это не по силам.
  • Ты мне нужен именно такой, какой есть.
  • Никто мне не может заменить тебя.
  • Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  • Я просто счастлив!
  • Я сам не смог бы сделать лучше.
  • Мне очень важна твоя помощь.
  • Работать с тобой просто радость.
  • Ты мне необходим.
  • Я тобой горжусь.

 

 

Социально – психологические потребности детей разного возраста

Дети 5-7 лет:

  • потребность обучения:
  • потребность иметь свою собственность;
  • потребность в самостоятельности;
  • потребность в различении, оценивании, что такое – хорошо, а что такое – плохо (закладываются морально – нравственные ценности);
  • потребность в друзьях (закладываются азы умения дружить);
  • потребность в общении с взрослыми.

 

Дети 8-10 лет:

  • потребность обучения;
  • потребность сопричастности к группе сверстников;
  • потребность в коллективной деятельности и играх;
  • потребность в расширении кругозора, удовлетворении любопытства;
  • применение морально – нравственных ценностей к окружающей среде и событиям;
  • потребность в дружеском общении.

 

Дети 11-13 лет:

  • потребность быть принятым группой сверстников;
  • потребность в коллективных действиях и играх, формирование навыков сотрудничества;
  • Потребность в создании кумиров, идеалов для подражания;
  • потребность иметь заработок, карманные деньги;
  • стремление к деятельности на свежем воздухе, подвижным играм;
  • потребность заниматься своей внешностью;
  • потребность в самопознании (увлечение самодиагностикой, самоанализом);
  • проявляется интерес к противоположному полу.

 

Дети 14-16 лет:

  • потребность в заработке;
  • потребность во взаимодействии с противоположным полом;
  • потребность в формировании мировоззрения, поиск идейных наставников (опасность принятия чужих идей за свои, угроза попадания в различные секты, группировки);
  • потребность в самопознании, самоопределении, поиске своего места среди других;
  • забота о собственной внешности, поиск имиджа;
  • потребность в сопричастности и принятии группой сверстников;
  • отработка навыков общения, взаимодействия, сотрудничества с другими.


Уважаемые родители, отправляя ребенка в детский лагерь еще раз посмотрите на него повнимательней, оцените насколько он вырос, для подобного испытания. .Психологический возраст детей иногда расходится с физиологическим. Зная психологические особенности возраста, мы можем соотнести их с особенностями развития собственного ребенка. А значит, будем ориентироваться, прежде всего, на потребности самого ребенка.

Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей 7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Возрастные особенности детей 9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
Возрастные особенности детей 11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
Возрастные особенности детей 13-15 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

 

Ведущий вид деятельности - общение со сверстниками.

Психологические задачи подросткового возраста - это задачи самоопределения подростка в трех сферах: психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), сексуальной и социальной.

 

  • 1

    Физиологические перемены

    • Заметно меняются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно точно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными.
    • Увеличивается рост мускульной силы.
    • Из-за усиленной затраты энергии для роста тела организм подростка быстро утомляется.
    • Сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр же артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление.
    • Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоциационных волокон. Т.е. подросток реально становится готов к полноценной психической саморегуляции («тормозит корой подкорковые импульсы»)
    • Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обусловливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком: появление вторичных половых признаков, менструации, семяизвержения. У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.

     

  • 2

    Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка

    • физиологические потребности, дающие импульс физической и сексуальной активности подростка;
    • потребность в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе;
    • потребность в независимости и эмансипации от семьи;
    • потребность в привязанности (дружбе, любви);
    • потребность в успехе, в проверке своих возможностей;
    • потребность в самореализации и развитии собственного «Я».

     

  • 3

    Развитие познавательных процессов у подростков

    • Достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольность внимания, памяти) - произвольности и речевой опосредованности;
    • Становление теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления);
    • Совершенствование практического мышления;
    • Развитие общих и специальных способностей.

     

  • 4

    Основные характеристики формирования личности подростков

    • Формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;
    • Главные мотивы поведения подростков связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению;
    • Развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки;
    • Формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;
    • Формируются волевые качества личности (целеустремленность, упорство, ответственность за свои действия), идет становление (развитие) характера;
    • Развиваются деловые качества личности, организаторские способности;
    • Развиваются познавательные и творческие интересы. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.

     

  • 5

    Психологические новообразования

    • чувство взрослости;
    • способность к идентификации (как субъект социальных отношений, как мужчина-женщина и пр.);
    • привязанность к сверстникам, «кодекс товарищества»;
    • новый уровень самосознания, появление склонности к рефлексии;
    • интерес к собственной личности и положению в обществе;
    • совершенствование воли и характера;
    • повышенный интерес к совместному, профессиональному, творческому труду.

     

  • 6

    Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми

    • У взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку;
    • Противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права;
    • Расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка;
    • У взрослых остается привычка направлять и контролировать подростка (которую ломать трудно, даже при сознании необходимости);
    • У подростков сохраняются, особенно в начале подросткового возраста, детские черты в облике и поведении, иногда наблюдается отсутствие потребности действовать самостоятельно.
    • Подросток был и остается воспитанником, учеником (объектом, а не субъектом обучения-воспитания);
    • Подросток полностью материально зависит от родителей (а в условиях Центра обеспечение многих жизненно важных потребностей подростков зависит от вожатых);