Видеоролики



Статистика

 

Ведущий вид деятельности - общение со сверстниками.

Психологические задачи подросткового возраста - это задачи самоопределения подростка в трех сферах: психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), сексуальной и социальной.

 

  • 1

    Физиологические перемены

    • Заметно меняются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно точно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными.
    • Увеличивается рост мускульной силы.
    • Из-за усиленной затраты энергии для роста тела организм подростка быстро утомляется.
    • Сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр же артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление.
    • Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоциационных волокон. Т.е. подросток реально становится готов к полноценной психической саморегуляции («тормозит корой подкорковые импульсы»)
    • Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обусловливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком: появление вторичных половых признаков, менструации, семяизвержения. У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.

     

  • 2

    Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка

    • физиологические потребности, дающие импульс физической и сексуальной активности подростка;
    • потребность в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе;
    • потребность в независимости и эмансипации от семьи;
    • потребность в привязанности (дружбе, любви);
    • потребность в успехе, в проверке своих возможностей;
    • потребность в самореализации и развитии собственного «Я».

     

  • 3

    Развитие познавательных процессов у подростков

    • Достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольность внимания, памяти) - произвольности и речевой опосредованности;
    • Становление теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления);
    • Совершенствование практического мышления;
    • Развитие общих и специальных способностей.

     

  • 4

    Основные характеристики формирования личности подростков

    • Формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;
    • Главные мотивы поведения подростков связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению;
    • Развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки;
    • Формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;
    • Формируются волевые качества личности (целеустремленность, упорство, ответственность за свои действия), идет становление (развитие) характера;
    • Развиваются деловые качества личности, организаторские способности;
    • Развиваются познавательные и творческие интересы. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.

     

  • 5

    Психологические новообразования

    • чувство взрослости;
    • способность к идентификации (как субъект социальных отношений, как мужчина-женщина и пр.);
    • привязанность к сверстникам, «кодекс товарищества»;
    • новый уровень самосознания, появление склонности к рефлексии;
    • интерес к собственной личности и положению в обществе;
    • совершенствование воли и характера;
    • повышенный интерес к совместному, профессиональному, творческому труду.

     

  • 6

    Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми

    • У взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку;
    • Противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права;
    • Расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка;
    • У взрослых остается привычка направлять и контролировать подростка (которую ломать трудно, даже при сознании необходимости);
    • У подростков сохраняются, особенно в начале подросткового возраста, детские черты в облике и поведении, иногда наблюдается отсутствие потребности действовать самостоятельно.
    • Подросток был и остается воспитанником, учеником (объектом, а не субъектом обучения-воспитания);
    • Подросток полностью материально зависит от родителей (а в условиях Центра обеспечение многих жизненно важных потребностей подростков зависит от вожатых);